суббота, 2 июня 2012 г.

Vital Hit. Modern shooters

http://gamingbolt.com/wp-content/uploads/2010/06/Modern_Shooters.jpgВы ведь помните, какое засилье игр про отстрел фашистов было не далее как пять-семь лет назад? Нет, разнообразие было, мы цеплялись за Half-Life 2, Far Cry, Doom 3 как за настоящие отдушины, но постоянно было ощущение, что каждая вторая игра, так или иначе, затрагивала события сороковых. В игровом сообществе даже родился термин «Шутер про Вторую Мировую», под который попадали все игры, не требующие от вас ничего кроме, методичного покликивания по солдатам в серой униформе. Лидером в создании максимально безмозглых стрелялок от первого лица были  создатели Call of Duty (заодно и Medal of Honor), которые, даже отбросив крупнейший конфликт мировой истории и взявшись за выдуманные современные вооруженные столкновения, продолжили делать «Шутеры про Вторую Мировую»
Как мне кажется, переход от сороковых годов к современщине пришелся на выход Battlefield 2 в 2005. Игра снискала огромную популярность, все же это был Battlefield, с его фирменным размахом, высокой хардкорностью и высокой динамикой игры. К 2007му году сеттинг подхватили и Infinity Ward, выпустив Call of Duty 4: Modern Warfare, который от своих предшественниц ушел ой как не далеко. Томпсон заменили на М4, немцев на арабов, а исторические события на сущий бред. Поток последующих проектов ААА класса о демократии на ближнем востоке и о кровавой вражде с Россией даже не нуждается в описании. Даже недавний Sniper Elite V2 в финале акцентирует именно на Холодной Войне, не говоря уже о стрельбе по союзным русским, что в игре вообще не обосновывается до определенного момента.
http://www.magazine-game.ru/uploads/f1/s/41/948/image/1078/749/medium_ghost_recon.jpg
Я же хочу напомнить, какими были игры про настоящее время до всей этой котовасии. Лучшим примером будет серия Tom Clansys Ghost Recon, как минимум по той причине, что я приобрел полный сборник на недавней распродаже в Steam, и это заставило меня освежить воспоминания. Точнее это заставило меня напрочь забыть о том, что я хотел пройти и описать Binary Domain и Alan Wake's American Nightmare. Шутка в том, что когда вышел Advanced Warfighter, я уже был знаком с предыдущими частями Ghost Recon и находил их замечательными играми. Соответственно, новинку я воспринял в штыки. Враги выделяются ромбиками, в подчинении всего 3 оболтуса, которыми мало чего можно добиться, нам постоянно вручают авиа и арт удары, активно суют всяких дронов. Взгляд на игру был поверхностным, по нему я решил, что серия опопсела. Вышедший в том же году Rainbow Six: Vegas, с системой укрытий, видом от третьего лица, регенерацией здоровья и еще меньшим количеством оболтусов в подчинении был воспринят как продолжение всей «истории» и убедил меня в моей оценке Advanced Warfighter. Вторая часть заслужила от меня больше внимания, но мнение не поменяла.
http://small-games.info/s/f/t/Tom_Clancys_Ghost_Recon_1.jpgСпасибо Steam'у, он помог взглянуть на игру в ретроспективе последних веяний. Конечно, детальное планирование миссий, переключение между отрядами, одновременные действия двух групп, штурм позиций с разных флангов – все это осталось в первой части Ghost Recon. Однако боевая система, без регенерации, с убийствами за одно-два попадания, сложными перестрелками и управлением отрядом осталось на месте. Да, эти осталопы практически бесполезны в штурме и любят выбегать на открытые участки местности, но они вполне способны оборонять участок, вовремя замечать и устранять врагов, которых игрок не заметил за углом. Когда Arma 1-2 ругали за излишний реализм, сильно ограничивающий круг фанатов, то подразумевали что-то вроде  Advanced Warfighter.  Аккуратная, сложная, реалистичная игра, заставляющая продумывать свои действия и не бежать грудью на амбразуры.
http://www.aspaceman.com/wp-content/gallery/blog_1/fpsmapdesign.jpg
Кому-то даже такие игры не по душе, я понимаю. Но что предлагает нам серия Call of Duty и им подобные? Куча всевозможного оружия, новейшие прицелы, стрельба из вертолета/самолета/чего угодно.  У нас есть проложенный разработчиками путь, на котором мы должны расстрелять из любого подобранного нами оружия всех выпрыгивающих противников. Нас развлекают всякими секциями, где мы должны пострелять из винтовки, или пострелять по команде союзника, или пострелять в вертолет, или пострелять из чего-то летающего. Все в строго оговоренных местах, все, что нам нужно нам выдают на месте, а потом показывают красивый ролик. Это больше походит на интерактивное кино с очень и очень плохим сюжетом, где наша задача просто сидеть и наслаждаться зрелищем. Я даже ловил себя на мысли, что играя на «Ветеране» я поступаю неправильно. Я создаю себе сложности, в виде гигантского количества очень метких противников, прохождение через которых зависит больше от везения, меткости моих бессмертных соратников или брошенных мною случайным образом гранат, нежели от моей меткости, ловкости, скорости и, не дай бог, тактических решений. И подобные участки воспринимаются как препятствие, затор при прохождении, а не вызов игроку, для преодоления которого он должен сделать какие-то усилия.
http://i214.photobucket.com/albums/cc88/emre-gs/937032_20070723_screen005.jpg
В Advanced Warfighter 2 решения принимаются еще до старта игры, пока нам рассказывают цели миссии. Мы подбираем отряд и снаряжение, смотрим на карту миссии и подключаем голову. Нужен ли нам снайпер или пулеметчик на этой карте? Взять ли с собой оружие с глушителем? Если игра по умолчанию выдала мне гранатомет, может выдать еще и напарникам по одному? И ладно, что игра на самом деле линейна, миссии на многих картах можно выполнять в любом порядке, а к цели дойти разными путями. Мы сами решаем, как нам воевать, идти в открытый штурм или, снарядив отряд глушителями, проходить миссии максимально скрытно. Получив в подчинение танк, мы можем, как послать его прямо на врага, используя как большое и очень злое укрытие, так и отправить его вести дистанционный бой, а сами с фланга устранить гранатометчиков.
http://www.umnotablogger.com/wp-content/uploads/2012/01/Captain-Price.pngТе сложности, которые возникают во время игры, не всегда можно решить быстрой реакцией и меткой стрельбой. Частенько нам приходится сверяться со спутниковой картой, оставлять бойца прикрывать фланг, выставлять снайпера перед многочисленными целями и давать ему команду открыть огонь лишь после того, как сами начнем штурм. Вы не поверите, какое удовольствие приносит успешно спланированная и проведенная атака!  Просто пробежать по заявленному разработчиками пути и всех убить с помощью электронных болванчиков, бегающих с вами – это может быть сложно, это может быть интересно, но лично я никогда не ощущал себя каким-то героем войны или вообще хоть сколько-нибудь важным членом команды в таких играх. Капитан Прайс вполне справлялся со всеми своими проблемами и без нас. И видимо в тех же Call of Duty об этом догадываются, поэтому и пытаются придать нашему персонажу какую-то значимость. Например, мы единственные, кто будет сбивать вертолеты и взрывать танки. Если вдруг нас начинает прикрывать снайпер или самолет – нам обязательно дадут управление этим персонажем. А ведь радости гораздо больше, когда опасные цели мрут вокруг нас от огня снайпера, которого мы сами и посадили на тот холмик. И зачем нам сбивать вертолет лично, когда мы можем приказать своему подчиненному это сделать?
http://cdn3.digitaltrends.com/wp-content/uploads/2011/11/Modern-Warfare-3-6.jpg
Чтобы это не был просто рассказ о серии тактических игр, я вернусь к просто популярным играм про наше время. Вспомните Counter-Strike, в свое время это был самый популярный шутер в современном сеттинге. Никакой регенерации, быстрые смерти да набор современного оружия. И казалось, что такими игры и должны быть, если они затрагивают реальный мир. Пускай всякие космодесантники прыгают на реактивных ранцах и стреляют лазерами по гигантским морским свинкам, но если игра претендует на реализм с визуальной стороны, то пускай и игровой процесс будет приближен к реальности. 
Call of Duty, разрушив старые представления, теперь радует только своим арсеналом. Понимаете, с таким игровым процессом не много сделаешь, не меняя его полностью. Все сводится к стрельбе из объекта 1 по объекту 2, и в таком случае можно менять лишь эти объекты, до декорации. Менять объект 2 в условиях «нашего времени» невозможно, это те же самые гуманоиды, иначе уже не реализм. Поэтому мы имеем огромное количество объектов 1, разных стран и временных периодов, на которые можно навесить столько всяких разных прицелов. Это называется оружейным фетишем, на нем играют почти все сетевые шутеры. Для free-to-play шутеров это вообще хлеб насущный, посмотрите на Point Blank и Cross Fire. При этом все оружие отличается друг от друга лишь условно. Это помощнее, это пометче, это покрашено в розовый цвет. Суть одна: пуля – голова – фраг. Если вдруг у винтовки подствольный гранатомет – это сразу же «noob-tube» и с «серьезными» игроками его вообще доставать нельзя. А помните времена, когда мы стреляли друг в друга ракетами, лазерами, плазмой, били током и поливали напалмом?
https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEg_8VbXixFNFdL3Yq-4g6NRXEGuYDJ_r8jpsj8i-HEgTN1iH-daRrdvQtf4ZPeX6qAMVCqzfOnIFjFyBs_3rukDq5j-zpAR6tltK_F3y0PmnDbX3PeD5zjamSWk-fVD__wrTp8DtTadTo0/s1600/ghost_recon_future_soldier_gunsmith_mode_screenshot_012.jpgТеперь другое время, даже игры про будущее редко отходят от простой стрельбы пулями (привет, Mass Effect). Мне очень интересно, что нас ждет после выхода Ghost Recon: Future Soldier. Если вы не видели роликов, то я поясню. Там уже привычный оружейный фетишизм достиг своего пика. Помимо разнообразия «стволов» у нас есть разнообразие стволов. Т.е. оружие можно будет «тюнить» не только прицелами да рукоятками, можно будет менять «внутрянку» любого автомата. Стволы, приклады, пламегасители, черт знает что там еще. Это должно поднять планку по детализации вооружения на другой уровень, который либо заставит мейнстримовские игры менять политику, либо превратит их в пострелушки из абсолютно одинаковых автоматов, что рано или поздно убьет всякий интерес к этому идиотизму.
Сам же Future Soldier вселяет в меня надежды о вменяемом геймплее с управлением отрядом, скрытном прохождением и использованием наполнения черепной коробки. Да, я сегодня на редкость оптимистичен.
http://zobra.ru/uploads/games/p1824/Tom-Clancys-.jpg

3 комментария:

  1. Как результат моего мнения после 2-3ех миссий в "Future Soldier" - он таки заскриптован и свобода мнимая.
    А весь ваш данный материал, таки старается элегантно сказать "давай хардкор - хватит казуальшины" а точнее "обдуманный тактический хардкор - против зрелищного тира".
    Материал хорош 5+.

    ОтветитьУдалить
  2. К сожалению, в Future Soldier даже первые 5 миссий не отражают реально геймплея. Дальше дается определенная свобода, если не в построении всей миссии, то в отдельно взятых участках. Так что в этом плане там есть маленький "вин", рельсы остались между боями, а не сквозь всю миссию.

    Поздравляю с первым комментом в моем блоге) И спасибо)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Значит мне стоит по быстрее пройти эти пять и больше миссий, а таки игра действительно вин - легко можно всеми руководить и при этом довольно тактично, да и командные стэлс редкость, по сети наверно много фана в коопе.

      Удалить